Техническое задание на новый истребитель немецкая фирма "Фокке-Вульф", располагавшаяся в Бремене, получила весной 1938 года. Предполагалось, что новая машина придет на смену хорошо известному истребителю Bf.109 Вилли Мессершмитта. Курт Танк, главный конструктор фирмы "Фокке Вульф" видел новый истребитель простой в обслуживании и легкой в управлении, но в то же время мощной и хорошо вооруженной машиной. В отличие от других немецких конструкторов, оснащавших свои машины двигателями водяного охлаждения, Курт Танк решил применить на своем новом самолете BMW139 — мощный звездообразный мотор воздушного охлаждения. Такое решение было не случайным. Во-первых, новый двигатель был черезвычайно мощным (1550 л.с.). Во-вторых, он обладал большим запасом живучести (то есть мог работать при получении значительных боевых повреждений). Наконец такой мотор обеспечивал отличную защиту пилота при атаках с передней полусферы. Прототип FW190V-1 совершил первый полет 1 июня 1939 года, и летчик-испытатель Ганс Зандер отметил отличную управляемость машины. Единственными серьезными проблемами были перегрев двигателя и высокая температура в кабине.
Однако, при доводке мотора BMW139 возникли трудности, и Курт Танк решил оснастить следующий прототип и серийные машины двигателем BMW801. Этот мотор был тяжелее, но зато на 150 л.с. мощнее, чем BMW139. Первые серийные самолеты FW190A-0 были выпущены заводом в Бремене осенью 1940 года. Новый истребитель выпускался на заводах фирм "Фокке-Вульф", "Арадо" и AGO. Первый опыт полетов на новой машине в войсках выявил ее существенные недостатки — перегрев и даже загорание мотора в полете, плохую работу автомата регулировки смеси, что приводило к остановкам двигателя.
В процессе серийного производства фирма постоянно совершенствовала истребитель и добилась его высокой надежности. Вслед за первой модификацией появляются FW190A-1, А-2, А-3, которые отличались более мощными версиями двигателя и вооружением. Самой массовой версией самолета FW190 стала модификация FW190А-8 ("Звезда" №7211). Пилоты союзников, сталкиваясь с новым истребителем, единодушно отмечали, что это весьма грозный противник в бою.
Однако, немецкий истребитель имел существенный недостаток — неважные летные характеристики на больших высотах. Это объяснялось тем, что германская промышленность так и не смогла наладить выпуск надежных турбокомпрессоров. Единственным способом повышения высотности самолета была установка на него нового двигателя жидкостного охлаждения конструкции доктора Лихте — Jumo 213. Тяжелое положение Германии задержало разработку нового мотора, поэтому его серийное производство началось лишь в середине 1944 года. Мощность нового двигателя составляла 1750 л.с., но могла быть кратковременно повышена до 2080 л.с. за счет впрыскивания в цилиндры водометаноловой смеси.
Серийным истребителем с новым мотором стал FW190D-9. Первые впечатления пилотов, летавших на новом истребителе оказались неважными — машина стала менее маневренной. Однако, со временем многие летчики научились использовать в бою преимущества новой машины и полюбили ее. На базе нового самолета был создан серийно выпускавшийся вариант FW190D-9/R11 — всепогодный перехватчик с автопилотом PKS12 и радиостанцией FuG125. В дальнейшем семейство самолетов FW190 было пополнено самолетами Та 152, которые получили это имя в знак признания фирмой заслуг главного конструктора Курта Танка.
Истребитель FW190 характеризовался нашими пилотами как грозный противник, однако с появлением на вооружении Красной Армии новейших истребителей Ла-5, Ла-7 и Як-3 немецким летчикам пришлось нелегко. По скорости горизонтального полета на высотах 2-3 тыс. метров (наибольшая плотность боев приходилась именно на эти высоты) наши машины не уступали FW190, а по маневренности и скороподъемности значительно превосходили его. "Фокке-Вульф" был тяжел, и по времени и радиусу виража значительно уступал советским истребителям. Однако, были у него и преимущества. Одним из них была высокая скорость по крену. Даже при худшем вираже FW190 немецкий пилот имел возможность оторваться от преследующего противника, непрерывно перекладывая машину из правого в левый вираж. Вторым преимуществом была высокая скорость пикирования, позволявшая выйти из боя в случае необходимости. Наконец, мощное вооружение давало возможность успешно завершить атаку.
Однако, все это уже не могло спасти Люфтваффе — германский фашизм доживал последние дни. Интересно, что после окончания Великой Отечественной войны истребители FW190D-9 поступали на вооружение советской морской авиации — ими вооружались истребительные авиаполки Краснознаменного Балтийского Флота.
Тактико-технические характеристики
Двигатель | Jumo 21 ЗА |
Мощность двигателя, л.с. | 1750 |
Скорость макс., км/ч | 685 |
Масса полетная, кг | 4840 |
Масса пустого, кг | 3490 |
Длина, м. | 10,24 |
Размах крыла, м. | 10,506 |
Потолок, м. | 9790 |
Вооружение: | 2 пушки кал. 20 мм., 2 пулемета кал. 13 мм |
Отзывы не найдены